Тема круглого стола, который объединил студентов и преподавателей Академии туризма и экспертов – ведущих рестораторов Пскова, бизнесменов, представителей туристических компаний, СМИ: «Новые возможности и ресурсы для развития туризма: гастрономический туризм». «В условиях всё большей конкуренции в сфере туризма и гостеприимства, каждый регион находится в поиске уникальных продуктов и способов их практического применения, с помощью которых можно было бы показать аутентичность территории», — говорит директор Псковского филиала РМАТ Ольга Козырева. Она полагает, что «местные специалитеты, оригинальные кафе и рестораны, грамотно составленные программы обслуживания туристов могут стать маркетинговым инструментом для привлечения туристов, продвижения территории».
Прошедший круглый стол, на котором студенты 3 курса направления «Менеджмент» Псковского филиала РМАТ представили свои оригинальные идеи, интереснейшие исторические факты и даже сделали попытку представить проект нового гастрономического маршрута – это первый этап большого проекта Академии в сфере развития этого направления в Псковской области. Его возглавила заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин Псковского филиала РМАТ, к.ф.н. Людмила Дудченко. В начале Круглого стола она представила презентацию «Мировые тренды в развитии гастрономического туризма».
Итогом проекта, как считает директор Академии туризма «должны стать маршруты гастрономического направления по всей территории Псковской области.Новые гастрономические маршруты нужно предлагать на апробацию туристским фирмам», — полагает Ольга Козырева.
Оживленная дискуссия развернулась в рамках круглого стола между студентами и экспертами. Опытные специалисты, среди которых были руководители таких авторитетных компаний как ГК «Ресторанный Партнер», ГК «Рестоград», предприятия которых вошли в ТОП-10 лучших ресторанов Псковской области, кафе «Хлебная слобода», ресторан «Плесков», компания «Кипрей», которая предложила рынку новый продукт — «Псковский Иван-чай», активно обсуждали доклады. И это закономерно. Директор Псковского филиала РМАТ Ольга Козырева неоднократно подчеркивала, что «социально-экономическая целесообразность развития гастрономического туризма очевидна. В этом процессе оказываются задействованы 19 секторов экономики, реальные перспективы развития получают малый и средний бизнес в индустрии гостеприимства».
Студенты Академии туризма в этот день предложили немало оригинальных идей, продемонстрировав, что они, как будущие специалисты в сфере туризма и гостеприимства – в теме, как говорят. Так, предложение подавать гостям во всех кафе и ресторанах псковскую хлебную корзинку, а за основу взять рецепт хлеба, который выпекается только на Талабских островах, активно стало обсуждаться после доклада Валентины Павковой «Талабский хлеб». Идею активно поддержали директор кафе «Хлебная слобода» Екатерина Снегирева и исполнительный директор ГК «Ресторанный партнер» Сергей Безбородько.
«Мы готовы выехать на Талабы, подробно изучить возможности и перспективы такого предложения», — сказал представитель группы компаний «Ресторанный партнер». Сергей Безбородько рассказал о планах компании открыть на Талабах новое производство — рыбный ресторан «Ерш».»Если на Талабских островах, которые являются уникальным местом для путешествий, появится и необходимая для туристов инфраструктура – ресторан, информационный центр, хороший магазин сувениров, где можно будет приобрести и Талабский хлеб, а может быть и поучаствовать в мастер-классе по приготовлению такого хлеба, то это, несомненно, повысит привлекательность этого туристического направления. Он может укладываться и в критерии гастрономического маршрута, в том числе», — заключил Сергей Безбородько.
В аспекте этой же темы прозвучал и доклад Светланы Шульченко и Аделины Одинаевой «Рыба на псковском столе». Его активно комментировали управляющая ресторана «Плесков» Елена Спиридонова и шеф-повар Анна Выжимова. «Псковщина — рыбный край и предложения по развитию гастрономических маршрутов, связанных с рыбой, очень актуальны. Несмотря на все трудности ( рыбы в реках и озерах стало меньше), много людей охотно приезжают к нам порыбачить. Добавить к этому увлечению дегустации, мастер-классы по приготовлению псковских блюд из рыбы, а может быть и продумать специальный маршрут только для того, чтобы поучаствовать в ловле уникального псковского снетка – почему нет? Специалистам следует подумать о разработке таких маршрутов, а мы примем туристов на таких маршрутах не только летом, но и зимой», — заверили представители ресторана «Плесков». Кроме того, рестораторы организовали здесь же небольшую дегустацию своих щучьих котлет. Это «визитная карточка» ресторана «Плесков». «Мы готовы не только угощать наших гостей такими котлетами, но и показать, как мы их готовим, в чем наши местные секреты,- предложила шеф-повар ресторана. -Эта идея может быть не просто интересна для туристов, но выгодна для бизнеса», — отметили специалисты.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Много споров вызвала тема «»Охотничьи просторы», представленная участникам круглого стола» Светланой Бред и Марией Вантусовой. «При всей оригинальности идеи, она очень затратна, много законодательных ограничений. Сезонный характер и другие трудности, с которыми придется столкнуться, скорее всего, нас остановят, чем вдохновят заниматься этой темой. Поэтому жаркое из бобра в нашем меню появится не так скоро, как хотелось бы», — поделился своими мыслями Сергей Безбородько (ГК «Ресторанный партнер»), который, к тому же, и сам охотник. Авторы не согласились с экспертом и отстаивали свою идею, считая ее перспективной.
Гастрономические маршруты и сувенирная продукция, использование псковской керамики, для подачи блюд во всех ресторанах города. Эти темы органично объединились в жаркое обсуждение. Поводом послужил доклад «Из чего ели бояре и простой люд», построенный на интереснейшей исторической справке. Студентка Академии туризма Анна Теплова подготовила ее совместно с работниками Псковского музея-заповедника. «Мы уже внедряем эту идею в своих ресторанах, используя для подачи блюд продукцию «Псковского гончара», — рассказала гендиректор компании «Рестоград» Оксана Нани. Ее поддержала руководитель спецпроектов Медиа-холдинга Псковской области Ольга Банникова: «Хочется эстетики. Идея использовать для кафе и ресторанов нашу местную керамику, в т.ч. и уникальную печорскую, обожженную в молоке – красивая, презентабельная. Особенно в дни Ганзейского фестиваля она придаст особый колорит. Тему нужно дорабатывать, у нее хорошие перспективы, — заключила известный псковский журналист. Того же мнения и директор центра поддержки предприятий Светлана Журавлева. «Все хорошие рестораны имеют свою оригинальную посуду. У нас есть своя – керамическая. Кроме того – это отличная сувенирная продукция, которую туристы охотно увезут с собой на память. Нужно заниматься этой темой очень активно».
![]() |
![]() |
Но здесь не без проблем и об этом тоже говорили эксперты. «Если внедрять это в практику, то посуда должна быть износостойкой, а пока с этим проблемы. Нужны специальные печи, нужно дорабатывать технологии изготовления такой посуды для ее многократного применения в ресторанном бизнесе», — посетовал представитель ГК «Ресторанный партнер» Сергей Безбородько. Его поддержала и преподаватель Псковского филиала РМАТ, опытный специалист в сфере ресторанного бизнеса Наталья Гапонова. Она остановилась и на другой теме, которая активно обсуждается в среде профессионалов, но так и не получила пока однозначного ответа. Это «Псковские рецепты» (доклад Ольги Павловой).
«Нет оригинальной псковской кухни, — убеждена Наталья Гапонова. — Есть русская, со своими традициями, которые складывались веками: это простая, сытная и полезная еда. Каши, хлеб, соль, рыба. Никакого смешивания продуктов. Рыбу запрещалось «полосовать», готовили только целиком. А по способу приготовления — томление, запекание». Оригинальную идею в ходе обсуждения высказала Екатерина Снегирева («Хлебная слобода»): «Для туристов нужны не только карты маршрутов по историческим местам, но и «карты» по меню псковских ресторанов, где можно отведать настоящей русской еды. А еще было бы правильно вынести на обсуждение специалистов идею, чтобы в меню каждого псковского ресторана было не менее трех блюд псковской или русской кухни, а все «русское меню», которое можно отведать в Пскове, стало бы «единым каталогом русской кухни», который можно предложить туристам».
Совершенно новая идея для гастрономического маршрута, которую исследовали в своем докладе Дарья Горбунова и Яна Кострюкова – «Соль на псковском столе». К проведению Ганзейских дней это может быть очень интересным историческим и гастрономическим маршрутом. Ведь через Псков везли ганзейские купцы соль в Новгород, на карте города уже сегодня семь исторических объектив, которые связаны с Ганзейской тематикой. И куда уж «без пуда соли», образно говоря. По мнению Татьяны Бочаровой (туристическое агентство «Славянский тур»), «тема действительно неожиданная, но ее нужно конкретизировать. Нужно, чтобы это вылилось в туристский продукт, в конкретный маршрут». И здесь тоже специалисты увидели потенциал в расширении ассортимента сувенирной продукции. Вот что сказала Светлана Журавлева: «Мы могли бы предлагать туристам не просто деревянные солонки, расписанные местными мастерами, а с… «ганзейской солью». Нужно просто придумать интересные истории, легенды, подать это соответствующим образом – и вот вам новый «сувенирный тренд» Ганзейского фестиваля в Пскове-2019года».
![]() |
![]() |
«Несмотря на кризис, люди хотят и кулинарных приключений, поэтому развитие гастрономического туризма дело очень перспективное», — подключилась к обсуждению Лариса Федеева, представляющая проект «Фрукты в карамели». Она предложила не просто дегустацию своих оригинальных изделий в рамках круглого стола, но и тут же провела мастер-класс. Каждый желающий мог самостоятельно приготовить себе «Яблочко в карамели» или «Фруктовые шашлычки в карамели» с различными вкусными добавками. Подобные «гастрономические приключения» могут войти в список развлечений, которые в Пскове можно предложить не только взрослым, но и детям.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Без преувеличения всех присутствующих на «Круглом столе» удивила идея студентки Академии туризма Марины Жирновой, которая предложила очень оригинальный гастрономический маршрут: «Ученая дама у плиты». Речь о Софье Ковалевской, которая была не только математиком с мировым именем, но и большой любительницей и знатоком кулинарии. Дом- усадьба Софьи Ковалевской расположена в Великолукском районе Псковской области и такого поворота, как гастрономический тур в усадьбу никто не ожидал. Несомненно, для осуществления этой концепции потребуется решить много организационных вопросов, но сама идея была признана и экспертами, и присутствующими на круглом столе самой интересной и оригинальной.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
В завершение мероприятия студенты, подготовившие доклады, получили соответствующие Сертификаты. Следующий этап проекта Псковского филиала РМАТ по развитию гастрономического туризма пройдет в марте 2017 года. На нем планируется обсудить конкретные бизнес-идеи. Лучшие будут презентованы на III Гастрономическом форуме, который пройдет в Пскове в апреле следующего года.