В Псковском филиале РМАТ прошел круглый стол по гастрономическому туризму.

Тема круглого стола, который объединил  студентов и преподавателей Академии туризма и экспертов – ведущих  рестораторов Пскова, бизнесменов, представителей туристических компаний, СМИ: «Новые возможности и ресурсы для развития туризма: гастрономический туризм». «В условиях всё большей конкуренции в сфере туризма и гостеприимства, каждый регион находится в поиске уникальных продуктов и способов их практического применения, с помощью которых можно было бы показать аутентичность территории», —  говорит  директор Псковского филиала РМАТ Ольга Козырева.  Она полагает, что «местные специалитеты, оригинальные кафе и рестораны, грамотно составленные программы обслуживания туристов могут стать маркетинговым инструментом для привлечения туристов, продвижения территории».

Прошедший круглый стол,  на котором студенты  3 курса  направления «Менеджмент» Псковского филиала РМАТ представили  свои оригинальные  идеи, интереснейшие исторические факты и даже сделали попытку представить проект нового гастрономического маршрута  – это первый этап большого проекта Академии в сфере  развития этого направления в Псковской области. Его возглавила заведующая кафедрой  гуманитарных дисциплин Псковского филиала РМАТ, к.ф.н. Людмила Дудченко. В начале Круглого стола она представила презентацию «Мировые тренды в развитии гастрономического туризма». 

Итогом проекта, как считает  директор Академии туризма «должны стать  маршруты  гастрономического направления по всей территории Псковской области.Новые гастрономические маршруты нужно  предлагать на  апробацию туристским фирмам», —  полагает Ольга Козырева.

Оживленная дискуссия  развернулась в рамках  круглого стола между студентами и экспертами.  Опытные специалисты, среди которых  были руководители таких авторитетных компаний  как  ГК «Ресторанный Партнер», ГК «Рестоград», предприятия которых вошли в ТОП-10 лучших ресторанов Псковской области, кафе «Хлебная слобода», ресторан «Плесков», компания «Кипрей», которая  предложила рынку новый продукт — «Псковский Иван-чай», активно обсуждали  доклады. И это закономерно.  Директор Псковского филиала РМАТ Ольга Козырева  неоднократно подчеркивала, что  «социально-экономическая  целесообразность развития гастрономического туризма очевидна. В этом процессе оказываются задействованы  19 секторов экономики,  реальные перспективы развития получают  малый и средний бизнес в индустрии гостеприимства».

 Студенты Академии туризма в этот день  предложили немало оригинальных идей, продемонстрировав, что они, как будущие специалисты  в сфере туризма и гостеприимства – в теме, как говорят.  Так, предложение подавать гостям  во всех кафе и ресторанах  псковскую хлебную корзинку, а за основу взять рецепт  хлеба, который выпекается только на Талабских островах,  активно стало обсуждаться после доклада Валентины Павковой «Талабский хлеб».  Идею  активно поддержали   директор  кафе «Хлебная слобода» Екатерина Снегирева и  исполнительный директор ГК «Ресторанный партнер» Сергей Безбородько.

«Мы готовы выехать на Талабы, подробно изучить  возможности и перспективы такого предложения», — сказал представитель группы компаний «Ресторанный партнер».  Сергей Безбородько  рассказал о планах компании открыть  на Талабах новое производство —  рыбный ресторан  «Ерш».»Если на Талабских островах,  которые являются уникальным местом для путешествий,  появится  и необходимая для туристов  инфраструктура – ресторан, информационный центр, хороший магазин сувениров, где можно  будет приобрести и Талабский хлеб, а может быть и поучаствовать в мастер-классе по приготовлению такого хлеба,  то это,  несомненно,  повысит привлекательность этого туристического направления. Он может укладываться и в критерии гастрономического маршрута, в том числе», — заключил Сергей Безбородько.

 В аспекте  этой же темы прозвучал и доклад  Светланы Шульченко и Аделины Одинаевой «Рыба на псковском столе». Его активно комментировали  управляющая ресторана «Плесков» Елена  Спиридонова и шеф-повар  Анна Выжимова. «Псковщина — рыбный край и  предложения по развитию гастрономических маршрутов, связанных с рыбой,  очень актуальны. Несмотря на все трудности ( рыбы в реках и озерах стало меньше), много людей  охотно  приезжают к нам порыбачить. Добавить к этому увлечению  дегустации, мастер-классы по приготовлению псковских блюд  из рыбы, а может быть и  продумать специальный маршрут только для того, чтобы поучаствовать в ловле уникального псковского снетка – почему нет?  Специалистам  следует подумать о  разработке таких маршрутов, а мы примем туристов на таких маршрутах  не только летом, но и зимой», —   заверили представители  ресторана «Плесков». Кроме того, рестораторы организовали здесь же небольшую дегустацию своих щучьих котлет. Это «визитная  карточка»  ресторана «Плесков». «Мы готовы не только угощать наших гостей такими котлетами, но и  показать, как мы  их готовим, в чем наши местные  секреты,-  предложила шеф-повар ресторана. -Эта идея  может быть  не просто интересна для туристов, но выгодна для бизнеса», — отметили специалисты.

 

Много споров вызвала тема «»Охотничьи просторы», представленная участникам  круглого стола»  Светланой Бред и Марией Вантусовой. «При всей оригинальности идеи, она очень затратна, много законодательных ограничений.  Сезонный характер  и другие трудности, с которыми придется столкнуться,  скорее всего,  нас остановят, чем вдохновят  заниматься этой темой. Поэтому жаркое из бобра в нашем меню появится не так скоро, как хотелось бы», — поделился своими мыслями Сергей Безбородько  (ГК  «Ресторанный партнер»), который,   к тому же,  и сам охотник.  Авторы не согласились с экспертом и  отстаивали свою идею, считая ее перспективной. 

Гастрономические маршруты и сувенирная продукция, использование  псковской керамики, для подачи блюд во всех ресторанах  города. Эти темы органично объединились в жаркое обсуждение. Поводом послужил  доклад «Из чего ели бояре и простой люд», построенный на  интереснейшей исторической справке.  Студентка  Академии туризма Анна Теплова подготовила ее совместно с работниками  Псковского  музея-заповедника. «Мы уже внедряем эту идею в  своих ресторанах,  используя для подачи блюд продукцию  «Псковского гончара», — рассказала  гендиректор компании «Рестоград» Оксана Нани.   Ее поддержала  руководитель спецпроектов   Медиа-холдинга  Псковской области  Ольга Банникова: «Хочется эстетики. Идея  использовать  для кафе и ресторанов нашу местную керамику, в т.ч. и уникальную печорскую, обожженную  в молоке –  красивая, презентабельная.  Особенно в дни Ганзейского фестиваля она придаст  особый колорит. Тему нужно дорабатывать, у нее хорошие перспективы, — заключила  известный псковский журналист. Того же мнения и  директор центра поддержки предприятий Светлана Журавлева. «Все хорошие рестораны имеют свою оригинальную посуду.  У нас есть своя – керамическая. Кроме того – это отличная сувенирная  продукция, которую туристы охотно увезут с собой на память. Нужно заниматься этой темой очень активно».  

Но здесь не без проблем и об этом тоже говорили эксперты. «Если внедрять это в практику, то посуда должна быть износостойкой, а пока  с этим  проблемы. Нужны специальные печи, нужно дорабатывать технологии  изготовления такой посуды для  ее  многократного применения в ресторанном бизнесе», —  посетовал представитель ГК «Ресторанный партнер» Сергей Безбородько.  Его поддержала и  преподаватель Псковского филиала РМАТ, опытный специалист в сфере  ресторанного бизнеса Наталья Гапонова. Она  остановилась и на другой   теме, которая  активно обсуждается в среде профессионалов, но  так и не  получила пока однозначного ответа. Это «Псковские рецепты» (доклад  Ольги Павловой).

«Нет оригинальной  псковской кухни, — убеждена Наталья Гапонова. — Есть русская, со своими  традициями, которые складывались веками: это простая, сытная и полезная еда. Каши, хлеб, соль, рыба.  Никакого смешивания продуктов.  Рыбу  запрещалось «полосовать»,  готовили только целиком. А по способу приготовления — томление, запекание».   Оригинальную идею в ходе обсуждения высказала Екатерина Снегирева («Хлебная слобода»): «Для туристов нужны не только карты маршрутов по историческим местам, но и «карты» по меню псковских ресторанов, где можно отведать настоящей русской еды.  А еще было бы правильно вынести на обсуждение специалистов  идею, чтобы в  меню каждого псковского ресторана было не менее трех блюд псковской или русской кухни, а  все «русское меню», которое можно отведать в Пскове, стало бы  «единым каталогом русской кухни», который можно предложить туристам».

Совершенно новая идея  для гастрономического  маршрута, которую  исследовали в своем докладе  Дарья Горбунова и Яна Кострюкова – «Соль на псковском столе». К проведению  Ганзейских дней это может быть  очень интересным историческим и гастрономическим маршрутом. Ведь через  Псков везли  ганзейские купцы соль в  Новгород,  на карте города уже сегодня семь  исторических объектив, которые связаны с Ганзейской тематикой.  И куда уж  «без пуда соли», образно говоря.  По  мнению Татьяны Бочаровой (туристическое агентство «Славянский тур»), «тема действительно неожиданная, но ее нужно конкретизировать. Нужно, чтобы это вылилось в туристский продукт, в конкретный маршрут».  И здесь тоже  специалисты увидели  потенциал в расширении  ассортимента сувенирной продукции.   Вот что сказала Светлана Журавлева:  «Мы могли бы предлагать  туристам  не просто деревянные солонки, расписанные местными мастерами, а  с… «ганзейской солью». Нужно просто придумать интересные истории, легенды,  подать это соответствующим образом – и вот вам новый «сувенирный тренд» Ганзейского фестиваля в Пскове-2019года».

 

«Несмотря на кризис, люди хотят и кулинарных приключений, поэтому развитие  гастрономического  туризма  дело очень перспективное»,  — подключилась к обсуждению Лариса Федеева, представляющая проект «Фрукты в карамели».  Она  предложила не просто дегустацию своих оригинальных изделий в рамках круглого стола, но и тут же провела мастер-класс. Каждый желающий мог самостоятельно приготовить себе  «Яблочко в карамели» или «Фруктовые шашлычки в карамели» с различными вкусными добавками.  Подобные «гастрономические приключения» могут  войти в список развлечений, которые в Пскове можно предложить не только взрослым, но и детям.

Без преувеличения всех присутствующих на «Круглом столе» удивила  идея студентки Академии туризма Марины  Жирновой, которая предложила очень оригинальный   гастрономический маршрут:  «Ученая дама у плиты».  Речь о Софье Ковалевской, которая была не только математиком с мировым именем, но и большой любительницей и знатоком кулинарии. Дом- усадьба Софьи  Ковалевской  расположена в Великолукском районе Псковской области и такого поворота, как гастрономический тур  в усадьбу никто не ожидал. Несомненно,  для осуществления этой концепции потребуется решить много  организационных  вопросов, но  сама идея была  признана и  экспертами, и присутствующими  на круглом столе самой интересной и оригинальной.

В завершение мероприятия студенты, подготовившие доклады, получили соответствующие Сертификаты. Следующий этап проекта  Псковского филиала РМАТ по развитию гастрономического туризма пройдет в марте 2017 года. На нем  планируется обсудить конкретные бизнес-идеи. Лучшие  будут презентованы на III Гастрономическом форуме, который пройдет в Пскове в апреле  следующего года.