Slide background
Slide background

Путешествие по «Сетускому кушаку» с королем народу сету Аарне Лейма

Часто ли вы  получаете приглашение совершить прогулку с королем, да еще по только ему ведомым дорожкам и тропам?  Возможно, такое может быть только раз в жизни. Поэтому, когда в Псковский филиал РМАТ  пришло  приглашение от Аарне Лейма —  короля народа сету  ( наместника  Бога  Пеко на земле)   совершить авторскую экскурсию по  замлям Сетомаа и уникальному «Сетускому кушаку», мы  тут же согласились. 

            В рамках  авторской программы Псковского филиала РМАТ «Изучение и продвижение историко-культурного наследия народа сету», которая разработана специалистами Академии туризма для представителей сферы туризма и гостеприимства, в  увлекательное путешествие в южную Эстонию отправились слушатели курсов повышения квалификации, которые включились в авторскую программу.

            Мы быстро и очень легко пересекли границу, отвечая сдержанной улыбкой на дружелюбность пограничников, здороваясь  с  соседями по-эстонски: «Тэрре». Остановились в пункте Койдула. Здесь нас уже ждал  король  Сетомаа   — Аарне Лейма, которого его малый народ трижды избирал на эту  почетную должность.

 

Справка для экскурсоводов.

———————————-

Пограничный пункт  на границе  России и Эстонии назван так в честь  Лидии Эмилии Флорентины  Яннсен (1843-1886) – первой эстонской женщины,  ставшей крупным поэтом. Ее поэтический псевдоним – Койдула  происходит от слова koit – утренняя заря. 

————————————

            Дороги между  хуторами и  деревнями в Сетомаа (земля сету) извиваются по долинам и холмам, по лесам и луговым просторам словно кушак на народной одежде. И впереди нас ждало увлекательное путешествие по красивейшим местам с удивительной природой и традициями. За день мы решили объехать южную Эстонию именно по   «Сельскому кушаку»!  В  «разматывать кушак»  мы начали с посещения Боговой  горы.

Справка для экскурсоводов.

———————————

            На территории юго-восточной Эстонии есть легендарная местность  — Сетомаа (в  переводе «земля сету») — историческая область обитания народа сету. Здесь их проживает до 10 тыс. человек. А всего по всему миру представителей этого малого народа осталось 12 тыс.человек.  Но сету  бережно хранят свой язык и традиции, уклад жизни и ремесла, песенное творчество и национальный костюм.

            Существует 2 теории о том, кто такие сету. Первая гласит, что это самые что ни на есть коренные жители Эстонии. По другой же версии, это потомки пришедших с Урала племен, которые именовались угро-финскими или, как их называли на Руси, старинная чудь.

            Представители этой народности, живущие в местности Сетомаа, образовали свое, никем, разумеется, не признанное, «королевство», которое провозглашается  только на одни сутки.  Есть у  «королевства»  свой  гимн и   флаг, есть своя земля и народ. Дни королевства проводятся в первые выходные августа, а столица королевства каждый год объявляется в новом месте, ведь требованием  бога Пеко, чтобы королевство находилось не на одном месте, а объединяло всех сету.

            В любом королевстве должен быть король, поэтому сету периодически выбирают на эту должность человека, который будет отвечать за историю и фольклор. Король сету ( наместник бога Пеко на земле)  не политическая должность, а больше представительская.  В его задачу входит хранение традиций народа  сету  и популяризация его культуры.

            Чтобы посетить Королевство  в этот день, гостям нужно облачиться в сетускую национальную одежду или приобрести «визу».

            Идея для создания Королевства сету в начале 1990-х годов была скопирована у организованной в Норвегии Республики лесных финнов, а впервые оно было провозглашено в 1994 году в Обинице.

—————————————————

            Трижды народ сету избирал своим королем ( наместником бога Пеко на земле ) Аарне  Лейма , вместе с которым, первым делом,  мы и отправились  к богу сету  — Пеко  на «Богову гору». Гора богов— небольшой  живописный холм в  окружении берез и сосен — это священное место  для народа сету.  По преданию, именно  в этом месте Бог Пеко увозит на небеса души в своей  колеснице.  

            Прочитать об этом можно на  небольшом информационном стенде у подножия горы, где информация на трех языках: эстонском, английском и русском!  

            Место это, хоть и священное, стало постепенно исчезать из людской памяти и  посещали его только жители местных деревень. Но в 2007 году по инициативе деревенского главы народ сету  вновь начал использовать гору в качестве священного места. Скульптор Р. Веэбер, сам родившийся в этих местах, установил на горе прекрасную статую Пеко.

Справка для экскурсоводов

—————————————

К Пеко – древнему богу плодородия народности сету – ходят перед большими событиями за счастьем и успехом, принося жертвенные дары к подножию скульптуры. В народе известно, что это место обладает позитивной энергией, и поэтому хорошо подходит для того, чтобы наполниться силой и энергией.

——————————————

            Зарядившись энергией и позитивом на Боговой горе, мы двинулись дальше. В шаговой доступности  на традиционном хуторе, где все в идеальном порядке, несмотря на огромную территорию,   нас  уже ждали на первой и единственной  в Сетомаа  мыловарне.  Зовется она немного непривычно для уха — Мыловарня Старого Юрий

            Нас  радушно встретил хозяин  Силвер Хюдси и  прежде, чем мы посетили эту знаменитую во всей округе мыловарню, рассказал свою историю. О том, как и почему  вернулся в дедовский дом, как учился варить необычное мыло и сегодня уже предлагает 40 различных сортов. 

           Задал  Силвер Хюдси  гостям из России интересный  вопрос: почему его бизнес ( в который  вначале не верили и родные,  даже называли  Силвера сумасшедшим)  в малюсенькой эстонской деревне стал таким успешным? Что на самом деле продает Силвер ( бывший волейболист и тренер)  и  что в его мыле самое-самое? 

         После небольшой паузы он сам выдал все секреты. Ведь его гости в этот раз представители туриндустрии  и поделиться опытом не грех: как из небольшой мыловарни, находящейся вдалеке от главной дороги, сделать интересный туристский объект и встречать автобусы с туристами, которые охотно покупают его товар ручной работы.

            Силвер уверен, что продает он не просто мыло, а свою историю о том, как , находясь на волоске от смерти  — выжил и нашел себе дело по душе, да еще и прибыльное. А в его мыле главное  преимущество даже не сам товар, а небольшое отверстие в упаковке, через которое мыло можно и увидеть, и почувствовать  запах. И только потом хозяин приглашает всех в свой небольшой магазинчик.  Вот такие маркетинговые  инструменты использует наш эстонский коллега для своего бизнеса.

            Естественно, что каждый  (а только в нашей группе было 20 чел.) купил не по кусочку мыла, а  минимум по  2-3. А когда в мыловарне запахло вкусным кофе, который тут же можно купить всего за 1,5 евро, то некоторые, дожидаясь, когда сварится кофе, прикупили и еще кое-что.

            Можно было бы  так подробно не рассказывать  о незначительном, вроде,  эпизоде, но эта встреча с Силвером  Хюдси в рамках программы повышения квалификации представителей туриндустрии и гостеприимства из Пскова, стала еще и бесплатным мастер-классом:  как привлекать туристов, как успешно вести бизнес.  И мы уверены, что кому-то этот опыт реально пригодится.

            Накупив мыла ручной работы  на все случаи жизни и, подкрепив силы и дух вкусным кофе, мы отправились дальше по  «Сетускому  кушаку»  в местечко не менее привлекательное  — «Саатсеский сапог».  А по пути  заехали в небольшую деревушку  Саатсе. Из старинных строений здесь сохранилась православная церковь святой Параскевы, которая за свою 200-летнюю историю — удивительно, но факт, ни разу не закрывалась.  Считается, что в ней хранится  чудотворный каменный крест ХV века.

            Посетили мы и могилу св.Василия. Он был первым представителем народа сету, канонизированным Русской православной церковью ( всего у сету, даже не один , а  сразу  два святых. Факт малоизвестный и сам по себе удивительный ). 

            Бывшая деревенская школа в Саатсе из небольшой экспозиции, собранной местными жителями, превратилась в современный музей сету с мультимедийным оборудованием, уникальным фото и видеоархивом, где представлено свыше 20 тыс. экспонатов!  К музею относится и лесопарк с учебной тропой. 

            Граница с Россией отсюда в паре сотен метров, поэтому желающие хотя бы взглянуть «на ту сторону» находятся всегда. Некоторые, несмотря на запрет фотографировать, о чем несколько раз  предупреждают громко, все-таки  это делают. И тогда….их путешествие значительно удорожает в цене. Приходится объясняться с пограничниками и платить штраф, который может доходить  до 800 евро.   Мы решили не рисковать и , соблюдая все правила, спокойно проехали  «Саатсеский сапог».

Информация для экскурсоводов.

—————————————

«Саатсеский сапог». Сегодня эта территория принадлежит Российской Федерации. Контрольная линия, разделяющая сетускую землю, образует здесь выступ, сквозь который проходит старинная дорога между Вярска и Саатсе. После распада Союза по ней можно передвигаться без визы только на велосипеде, мотоцикле, автомобиле или автобусе, но не пешком. Останавливаться здесь запрещено – таковы правила «Саатсеского сапога».

            Вскоре, после съезда с моста Выыпсу,  дорожный указатель смотрит в сторону прибрежных деревень и озера.  Там все более популярная в последнее время деревня луковых и рыбных ярмарок – Лююбнитса . В народе высоко ценят золотисто-желтый лук из сетумааских прибрежных деревень, а свежая рыба была знаменита по всей округе вплоть до Печорского монастыря, где сетуских рыбаков всегда ждали с товаром. С башни на берегу открывается вид на озеро и прибрежные деревни, а в ясную погоду отсюда виден и восточный берег Псковского озера.

            Время близилось к обеду и мы отправились в местечко Сааболда  в домашний ресторанчик с поэтическим названием «Мак». Он тоже  в стороне от  основной дороги, но  это не останавливает ни местных жителей, ни туристов, которые здесь частые гости.  Некоторые приезжают самостоятельно, даже из Таллина, чтобы  попробовать настоящую сетускую кухню, а чаще заглядывают сюда туристы, подъезжая целыми автобусами.  

            Нас накормили очень сытно и вкусно, удивив крапивой во фритюре,  великолепным освежающим напитком с  облепихой и маргаритками, свежеиспеченным хлебом и зеленым маслом, куда добавляют иголочки молодой сосны.  А к обеду, как водится в «королевстве», история хозяйки ресторана ( все тот же маркетинговый прием для  привлечения туристов, у которых остаются приятные воспоминания и желание приехать еще или рекомендовать «Мак» своим друзьям).

             Однажды, поучаствовав в популярном в Европе и уже в России  «ресторанном дне», когда каждая хозяйка на один день может открыть свой ресторанчик и угощать  всех желающих своими кулинарными деликатесами, когда вместо 30- 40 человек,  накормить  пришлось почти 300, решили в д.Сааболда   открыть семейный ресторан и не прогадали.      А его необычное название — «Мак», связано  с землей, на которой  находится хутор. Как рассказала  хозяйка , когда  на этой земле еще ничего не было — ни дома, ни хозяйственных построек, ни ресторанчика — здесь повсюду росли  полевые красные маки. Вспомнив об этом, решили так же назвать и ресторан, соответствующим образом оформив и интерьер.

            Петляя по «сельскому кушаку»  дальше,  он привел нас  в Вярска.  В  шутку  можно сказать, что это сетуский  город.  Подлинную сетускую кухню  здесь вы найдете в чайной.  А для любителей  истории и традиций тут же хутор-музей. В нем представлен быт состоятельной сетуской семьи со всеми принадлежавшими ей постройками и инструментами. Интересно, что большинство строений — оригинальные, с севера Сетомаа. В доме  выставлена кухонная утварь, деревянные инструменты, мебель, постельное белье, полотенца, салфетки под образа, скатерти,  красивая сетуская народная одежда и украшения. Сету с удовольствием показывают изделия ручной работы, выполненные мастерски,  тонко и со вкусом.  На хуторе  все по-настоящему, как в любом крестьянском хозяйстве, поэтому  очень интересно, особенно детям.  Здесь и лошадь,  и свинья, куры, козы и свой охранник — собака.  Проходят на хуторе  и фольклорные праздники, которые охотно посещают туристы.

            Природа одарила Сетомаа. В недрах  этой  земли уникальные грязи, обладающие лечебными свойствами и знаменитая минеральная  вода, попробовать которую могут теперь не только местные жители.  В крошечной деревушке Верхулица, мимо которой проходит «сельский кушак», разливают высококачественную природную минеральную воду, ту самую знаменитую «Вярска оригинаал».  А санаторий «Вярска»  — один из немногих в Европе, где минеральная вода используется и в водных процедурах.

             Вот мы и размотали «Сетуский сельский кушак» до конца.  В Вярске закончилось наше путешествие,  которое мы совершили  вместе с королем сету Аарне Лейма.  Для каждого, кто побывал в этом удивительном путешествии,   «Сетуский кушак»   будет иметь свой, уникальный орнамент. А чудесные воспоминания и забавные факты будут напоминать  нам о его самых ярких узорах…

 

Псков — Земля Сетомаа -Псков

23 мая 2018г.