Slide background

Псковский филиал РМАТ провел урок для студентов в единственном в России музее архитектора-реставратора

Для студентов Псковского филиала РМАТ, изучающих  менеджмент  туризма, проведение учебных  занятий в музеях, заповедниках, исторических памятниках и комплексах, храмах  — дело привычное. «Такая методика  обучения позволяет не только дать теоретические основы учебных дисциплин, но и знакомит студентов с историей и культурным наследием Пскова, без знания о которых не может состояться  по-настоящему квалифицированный специалист в сфере туризма и гостеприимства», — уверены в Академии туризма.  

Студенты 3-го курса заочного отделения Псковского филиала РМАТ посетили такой необычный урок, который провели специально для них в музее-квартире  Юрия Павловича Спегальского (1909-1969)  — исследователя средневекового зодчества, создателя Псковских реставрационных мастерских (1946), художника, мастера декоративно-прикладного искусства.  В 1990 году в Пскове,  на доме по Октябрьскому проспекту, 14/1 , где жил  Ю.П. Спегальский,  была установлена мемориальная доска с его барельефом работы скульптора А.Д. Кириллова.

Именно  у мемориальной доски  Ю.П.Спегальского  и начался урок курса «Основы туристической деятельности» для студентов Псковского филиала РМАТ. Они  сделали  здесь общую фотографию вместе со своим педагогом – Любовью Масленниковой.

Небольшой музей, который был  открыт в Пскове стараниями вдовы  архитектора — О.К.Аршакуни и сотрудниками Псковского музея-заповедника в 1986 году — уникальный.  Это  единственный в  России музей,  посвященный архитектору-реставратору,  псковичу  Ю.П.Спегальскому.  

В музее представлены уникальные фотографии из семейного архива, которым более ста лет,  документы, чертежи, эскизы, макеты, предметы прикладного искусства.  Все подлинное.  В кабинете  Ю.П.Спегальского  сохранилась  библиотека с редкими изданиями по искусству, истории и краеведению. Здесь же хранится и докторская диссертация американского ученого Ларри В. Котрена «Ю.П. Спегальский и древнее каменное зодчество Пскова».

Интересно, что  свою первую научную  работу о самобытности древней псковской архитектуры Ю.П. Спегальский опубликовал  еще в школьные годы в  краеведческом альманахе «Познай свой край», который можно увидеть в витринах музея, как и еще одно  интересное издание   для студентов Академии туризма. Это брошюра   А.С.Янина  «Пособие по общеобразовательным экскурсиям по гор.Пскову» ( 1927г.)  

Примечательно, что Ю.П.Спегальский  все свое детство провел  в старинной части Пскова, в каменных палатах XVII, которые принадлежали его бабушке, потомственной дворянке  В.А.Печенко.  А настоящий интерес к древнему  городу с тысячелетней историей, любовь к мастерству строителей и каменщиков, увлечение  героической историей Пскова привил сыну его отец — П.К.Спегальский, который выбрал необычную для дворянина профессию —  мастера декоративной лепки.  Начинал Юрий Спегальский свою биографию, как каменных дел мастер, потом были Академия Художеств и Институт инженеров коммунального строительства в Ленинграде.  После  окончания  ВУЗов  в 1936 году  Ю.П.Спегальский приезжает в Псков и работает на реставрации Гремячей башни, а уже накануне войны спасает от разрушения палаты XVII века – Дом Меншикова.

Дальнейшая судьба архитектора-реставратора связана с Ленинградом, где он  использует уникальную методику  — без лесов, верхолазным способом производит  ремонтные работы на 6-ти  церквях.  Почти всю  войну  Ю.П.  Спегальский провел в Ленинграде, а в блокадную зиму 1941-1942 годов он создает серию рисунков «Псков XVII века», которую современники сравнивали с Седьмой симфонией Д.Д. Шостаковича.  

В 1944 году  Спегальский возвращается из Ленинграда в Псков восстанавливать разрушенный город.  Возглавляя ведомство по охране памятников, он  создает архитектурные заповедники с охранными зонами,  сберегая старинные памятники от сноса и разрушения. А через два года Ю.П. Спегальский создает и возглавляет  первые Псковские реставрационные мастерские.  Все тем же  верхолазным способом, который  он уже использовал в Ленинграде —   без лесов,  восстанавливает главы Троицкого и Спасо-Преображенского соборов.  В 1946 году Спегальский выпускает свою первую книгу «Псков. Историко-архитектурный очерк». В это время он создает более 10 проектов реставрации.  Образцом  же научной реставрации памятников для всех архитекторов до сего времени  является  реставрация церкви Николы со Усохи – православного  кончанского  храма  первое упоминание о котором относится к XIV в.   

В 1948 году Спегальский  снова возвращается в Ленинград, защищает диссертацию кандидата архитектуры по псковскому гражданскому зодчеству XVII века, издает книги, занимается  декоративно-прикладным творчеством.

 
   

У себя дома  по образцу псковских печей XVII века он сам строит изразцовую печь, расписывает столешницу, которая сценами из псковской средневековой жизни и текстами, выполненными древнерусской вязью, учит принимать гостей, делает другие удивительные вещи.   Все они представлены в мемориальной квартире-музее и их можно увидеть.

В квартире-музее  Ю.П.Спегальского,  сохранены интерьеры, старинная мебель и предметы быта XVII-XVIII в.в.,  которые  гармонично сочетаются с произведениями прикладного  искусства  XX века – палехом, хохломой, вятской и псковскими игрушками,  которые  Спегальский собирал всю жизнь.  Объединяются интерьеры комнат  художественными изделиями,  с любовью выполненными самим Ю.П.Спегальским  для своей жены. Это красивые панно,  деревянные люстры, шкафы, «коробьи шляпные», броши из пуговиц, которые в руках мастерами превращались в произведения искусства. 

Росписью люстр, шкафа, настенных завес и панно Ю.П.Спегальский  показывал, как жить в ладу с людьми и природой, что больше всего привлекает в мужчине, и что в женщине, чем хороши народные праздники,  да и что нужно,  чтобы  просто  быть красивым человеком.

Особый интерес студентов Академии туризма вызвал и тот факт, что в  этой квартире, еще при жизни ее обитателей, с любовью  собирали и хранили старинные русские традиции приема гостей и теперь и  это наследие Ю.П.Спегальского –  «экспонат» музея.  В одной из витрин  выставлены оригинальные формы для псковских пряников ручной работы, которыми  в этом доме  традиционно угощали гостей.   А   квас  здесь всегда подавали в старинном  расписном кваснике. 

Студенты,  для которых  в Псковском филиале РМАТ организовывают такие уроки-экскурсии,  были внимательными и благодарными слушателями.  Более  двадцати вопросов, на которые им  предстояло ответить в конце  занятия, не составили для них особого труда.  Напротив, переходя из зала в зал  мемориального музея,  где представлены уникальные и очень интересные экспонаты,  информация  вызывала  все возрастающий интерес.  Ребята делали заметки,  задавали уточняющие вопросы, что-то обсуждали по ходу  и с экскурсоводом —  Анной  Радченко, и со своим педагогом.  «Музей  просто  потрясающий», —  не скрывали своего восторга студенты. 

 «Мы обязательно порекомендуем  посетить музей  Ю.П.Спегальского своим друзьям и, конечно,  гостям города. Спасибо Псковскому филиалу РМАТ. Мы выбрали профессию мечты и , благодаря Академии туризма, мечты  сбываются».